Священномученик Михаил Воскресенский

Где умножается грех, там преизобилует благодать.
Рим.5:20
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне.
МФ.10:28

Где бы мы ни жили, с чем бы ни сталкивались, какой бы ужасной ни была ситуация — Божья благодать течет, как река, которая становится все полноводнее. Невозможно не только измерить, но даже представить, какое обилие своей милости Господь изливает на каждого из нас. Никакие берега не могут удержать этот мощный поток, который всегда будет несравненно сильнее и могущественнее напора греха и тьмы. В самые смутные времена и при самых страшных обстоятельствах каждый из нас может ощутить, как навеки вечные в рождественской пещере воссиял Свет и тьма его не объяла.

Село Бортсурманы, в котором в 1918 году мученически окончил свои дни священник Михаил Воскресенский, слыло местом темным. Когда-то оно, расположенное в Нижегородской епархии, называлось Никольским. Но с XVII века, как повествует предание, жителей деревни стали называть басурманами. То есть — нехристями. Случилось это в Пасхальную ночь, когда в самое светозарное время в году местные крестьяне убили своего управляющего. Страшная весть очень быстро разнеслась по всей округе. Перед обедней, когда крестьяне собрались, барин их укорил: «Басурманы! В светлое Христово Воскресенье, когда мы говорим „Христос воскрес“, вы человека убили... Басурманин — и тот того не сделает, что вы сделали!..»

Священник Михаил Григорьевич Воскресенский родился в 1883 году в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского. Дед отца Михаила был настоятелем храма в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе. Здесь учился будущий тесть отца Михаила —  Иван Данилович. Однажды, уже после смерти, дед отца Михаила отец Дмитрий явился ему. Иван Данилович почел это явление за особое предзнаменование, и когда много лет спустя Михаил попросил в жены его дочь Марию, он без раздумий согласился.

С 1910 года отец Михаил стал служить в селе Бортсурманы. Прихожане очень любили своего пастыря за доброту, сердечность и благочестие.

Пришел 1917 год. За несколько месяцев своего жестокого правления большевики враждебно настроили против себя население страны. Повсюду поднимались восстания. Летом 1918 года по реке Суре отступала группа войск Колчака. Жители города Курмыша подняли восстание, чтобы освободиться от большевистского плена и присоединиться к отступавшим войскам. Горожане разоружили стоявшую в городе красноармейскую роту, посадили солдат под замок, строго приказав жителям села Бортсурманы стеречь пленников.

Стрелки карательного отряда, выступившие на подавление сопротивления, где бы ни проходили, повсюду мучили и убивали священников. Бортсурманы, предупреждая о беде, огласил тревожный набат колокола. История сохранила, что и колокол здесь был особый —  крестьянский. Мужики за свою копеечку его отливали, сами, впрягаясь в упряжь, везли его до села, не доверяя церковного дела бессловесным животным. Даже очередь установили, чтобы каждый сподобился везти звонкого проповедника.

Отца Михаила в это время в селе не было, он уехал причащать старика в соседнюю деревню. Отряд карателей, между тем, расположился на горе напротив, намереваясь сжечь Бортсурманы из орудия. Но убедившись, что местные жители мирно пашут землю, а не копают окопы, каратели той же ночью въехали в село и приступили к арестам.

Поздно ночью отец Михаил возвращался домой. На окраине села путь ему преградили каратели.

— Кто идет?

— Священник, — ответил о. Михаил.

Этого было достаточно.

— Давай убьем его, — услышал о. Михаил.

— Успеем еще,— ответил другой. Его пропустили, и он поехал домой.

Наверняка отец Михаил уже понял, какая чаша ждет его по возвращении домой, но бежать не стал. Вскоре за ним пришли. Матушка хотела передать мужу чапан для тепла.

— Ему и без чапана будет жарко, — ответили ей.

Решение уже было принято — всех арестованных казнить. Всю ночь их зверски избивали, и с особенной жестокостью именно священника. За неимением хоть каких-то претензий, обвинили отца Михаила в том, что он велел звонить в колокол и ждал с радостью отряд Колчака. Палачи объявили, что все арестованные будут отправлены в Курмыш для суда. Однако все арестованные знали об уготованной им участи и готовились к смерти, каясь и исповедуясь.

27 августа/9 сентября перед полуднем колонна из тридцати человек в сопровождении карателей двинулась по Курмышской дороге. Отец Михаил шел впереди и громко пел погребальные песнопения, а вместе с ним прихожане. Так прошли пять километров и дошли до овражного места, называвшегося Степанихой. Здесь всем было велено выстроиться в один ряд.

Отец Михаил опустился на колени и с воздетыми руками молился Богу. Ни одна из шестнадцати попавших в него пуль не смогла его убить. Это было явным знамением чуда, и тогда один из палачей подошел к священномученику и заколол его в сердце штыком.

Из тридцати человек только один остался в живых — Иван Петрович Курепин. Он и рассказал о подробностях мученической кончины священника, церковного чтеца и двадцати семи крестьян.

Крестьяне из Бортсурман приехали на место казни в тот же день, забрали тела и поставили там крест с надписью. Вечером все убитые были похоронены в пяти братских могилах. У трех из них не было в селе родственников, и гробы сделать им не успели. Это — священномученик Михаил, чтец Евлампий и волостной писарь. Гробом священнику послужили гробы его прихожан, на которые он был положен и которыми окружен — Николая Мигунова, Николая Небасова, Николая Мигунова другого и раба Божия, имя которого неизвестно.

Дом священника был карателями разграблен. Вскоре после мученической кончины мужа матушка написала властям в Москву, спрашивая, за что убили ее супруга-священника. Из Москвы пришел ответ, что муж ее пострадал безвинно.

Священномученик Михаил Воскресенский был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе в 2000 году. Память его и 28 мучеников, казненных вместе с ним, отмечается 9 сентября в день их мученической кончины. А также в день общецерковного празднования собора новомучеников и исповедников Российских — 7 февраля (если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля).

Священномученик Михаил, моли Бога о нас!