Великий пост.

«Пост заставляет человека оценить свое реальное духовное состояние. Причем, не перед другими людьми, где он будет себя оправдывать и выгораживать. Речь идет о том, чтобы оценить себя перед  лицом Божиим, перед своей совестью. Смысл поста – это перемена человеческой личности от плохого состояния к лучшему. Все остальное – будь то ограничение в пище, питие, развлечениях, молитвы, поклоны  - все это средства  для достижения этой перемены. Люди, которые проходят через это  состояние, никогда  не  смогут отказаться от опыта поста. Им, действительно, открывается глубина бытия человеческого и сила Божьего присутствия в нашей  жизни. В этом смысле вера вооружает человека очень большой силой».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

11.03.2019

ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

Великий пост – самый главный  во всех христианских конфессиях. У православных  - самый строгий и продолжительный.  Это не просто церковная традиция и не установленное людьми дисциплинарное правило. Он не был придуман отцами церкви. Он вообще не был никем придуман. Согласно Евангелию, на поприще поста встал сам Господь. Иисус Христос сразу после крещения в Иорданских водах отправился  в пустыню, где провел в посте и молитве 40 дней. Вот почему Великий пост в церкви еще называют Святой четыредесятницей.  Впрочем, у православных пост  длится еще дольше – 7 недель, то есть 48 дней. Сорок дней до Лазаревой субботы – дня, когда верующие вспоминают,  как Господь воскресил своего друга Лазаря. И, начиная со следующего дня – Вербного воскресенья – добавляется последняя самая скорбная и строгая неделя поста. Она называется Страстной седмицей от слова «страдания», потому что  христиане  вспоминают предательство и крестную смерть Спасителя.

Подготовка к Великому посту начинается за четыре недели  до его начала, каждая из них имеет своё название. Последнее воскресенье пред Великим постом — Прощёное воскресенье. Особый день, когда принято  просить друг у друга прощения, чтобы с чистым сердцем, не обремененным обидами и злопамятством  вступить на поприще Великого поста.

Не зря принято говорить про церковный пост  – «держат», «соблюдают», «хранят». Это значит, что человек должен  максимально сосредоточиться на поставленной задаче и понимать, что ему предстоит дело не просто особой –  чрезвычайной - важности.

Верующие  не вкушают скоромной пищи – то есть пищи животного происхождения. Однако, важно помнить, что пост – не диета. Церковь учит нас, что в  посту нужно молиться. Сам строй великопостных богослужений  -  совершенно особенный. Торжественные, длительные, настраивающие на покаянный лад – они приглашают к усиленной молитве.  В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой.  Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо обязательно побывать.

Еще в пост – как учат нас святые отцы -  обязательно надо благотворить. Иоанн Златоуст призывает нас к милостыне: “Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает”

И самое важное  доносит до нас церковное предание:  « Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте”. Весенняя усталость и духовный труд  дадут о себе знать чрезмерной раздражительностью. Важно сдерживать себя и не осуждать, к примеру, тех, кто ест колбасу и смотрит телевизор. От нас ожидается теплота понимания. Мы должны будем сдерживать себя, чтобы ссорами и недовольством не губить плод поста. К себе – строгость, к ближним – милость. Это и есть настоящее христианство. И настоящий пост.

Что в итоге? К чему идут люди, вставшие на поприще Великого поста? Иоанн Златоуст вопрошает каждого из нас так: “Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?”.

В Великий пост христианину нельзя продолжать жить исключительно привычными мирскими заботами, забывая о Боге. Нужно изо всех наших немощных сил нести свой подвиг – внимательно наблюдать за собой, чтобы через покаяние, молитву и церковные Таинства – хоть немного изменить  себя к лучшему. Таким образом, крохотными шажками мы сможем двигаться в единственно верном направлении - к Богу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе.  И провести их надо так, чтобы встретить Светлое Христово Воскресенье  с чистым сердцем.

post2019-.jpg