Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

«По рождении Богочеловека она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях ее Он провел младенчество; неразлучно с нею был не только в отрочестве своем, но и в юношеском и мужеском возрастах.  Никто другой не был столь близким слышателем слова Божия, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их». 

(Святитель Игнатий Брянчанинов.)

28.08.2018

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Почтение и любовь к Божией Матери настолько велики, что многие события из жизни Богородицы вошли в число  двенадцати  самых важных православных праздников в годовом круге богослужений. Успение – это устаревшее слово. Оно переводится  как «смерть, кончина». Двунадесятый Богородичный праздник  установлен в честь смерти Приснодевы Марии.  Ему предшествует двухнедельный пост, который называется успенским. По строгости он сравним с Великим постом. Успение – праздник непреходящий, то есть он отмечается каждый год в одно и то же время – 28 августа.

Пресвятую Богородицу принято считать матерью каждому человеку. Еще на кресте Спаситель усыновил ей своего ученика  Иоанна Богослова, а в лице его – всех членов церкви. В Евангелии сказано:

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27)».

О дальнейшей жизни Пресвятой Девы нам известно из церковного предания. После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов, она тоже получила небесный дар. Около 15 лет она жила в доме  Иоанна в Иерусалиме. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть,  взята) с земли на небо. Господь явился за ее душой в своей силе и славе, окруженный сонмом сияющих ангелов. Именно так все это и изображается на иконах Успения.

О своей смерти Пресвятая Богородица узнала заранее.  За три дня  к ней явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. После смерти Пречистой Девы апостолы, возглавляемые Петром, с зажженными светильниками и под пение псалмов  понесли Божию Матерь   в Гефсиманию. Там покоились родители Богородицы – Иоаким и Анна и ее супруг — праведный  Иосиф. Погребальную процессию пытались расстроить неверующие книжники и первосвященники. Один из них по имени Афоний  даже решил опрокинуть гроб, но ангел отсек ему обе руки и они повисли на одре Пресвятой Девы. Апостол Петр обратился к Афонию с призывом: «Убедись, что Христос – истинный Бог!» Афоний признал Спасителя истинным Мессией, приложил остатки рук к конечностям, повисшим на гробе,  и они тут же срослись. На церемонии погребения присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после похорон  этот недоверчивый  ученик Христов захотел своими глазами увидеть  гроб Богородицы. Гроб открыли, но тела Матери Божией в нем уже не было — лишь ее плащаница.

 Принято считать, что Успенский пост посвящается материнской любви, поэтому священнослужители рекомендуют в эти дни с особым уважением относиться к матерям, причем не только своим, но и чужим.  Любая мать — это олицетворение жертвы. Мать всегда жертвует чем-то для своего ребенка.

А сам праздник принято встречать с особым светлым чувством, ведь в   Успении Божией Матери, как в Пасхе Господней, смерть — то, что считается самой великой скорбью, — становится самой великой радостью.  Вместе с тем, Успение заставляет каждого из нас со страхом Божием и верою помнить о смерти. Молиться вместе со всею Церковью о безболезненной, непостыдной,  мирной  кончине. Если Господь сподобит такой,  она и станет радостным  успением в надежде на встречу с любящим Небесным Отцом.


Uspen2.jpg

Uspen3.jpg

Uspen7.jpg


Успение

Ее спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.

Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы.

Златит далекие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.

Их привела, как в дни былые,
Другая, поздняя звезда.
И пастухи, уже седые,
Как встарь, сгоняют с гор стада.

И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.

А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит вдаль.

Александр Блок