Соборование

“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 — 15).

«Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию” (Евгений Поселянин, православный писатель)

15.03.2018

СОБОРОВАНИЕ

Другое название Соборования – Елеосвящение. Это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) человеку даруется благодатная помощь Божия в исцелении  недугов. Свое название богослужение получило потому, что совершать его положено собору, собранию, священников. Обычно – семерым, но если нет такой возможности, то соборовать может и один батюшка, и это не делает Таинство «менее действенным».

КАК ПРОХОДИТ ТАИНСТВО

В центре храма на аналое помещается Евангелие. Рядом на столике располагается масло и блюдо с пшеницей. В зерно втыкаются семь свечей и семь кисточек для помазания. В течение богослужения читается семь отрывков из Священного писания, в основном, повествующих об исцелении больных. После прочтения каждого отрывка священник помазывает верующих елеем.

В Требнике сказано: "Вземлет (возьмет) иерей стручец (палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку), и омочив его во святый елей (масло), помазует болящего крестообразно - на челе, на ноздрях, на ланитех (щеках), на устех (губах), на персех (груди), на руках на обе стране (с двух сторон)". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека.

Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки. После каждого помазания  масло можно вытирать салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание. В конце таинства на голову каждого верующего  возлагается письменами вниз Евангелие. Как будто рука Самого Господа.

КТО ДОЛЖЕН ПРИСТУПАТЬ К ТАИНСТВУ СОБОРОВАНИЯ

Именно с этим церковным Таинством связано много суеверий – неправильных представлений. Например, некоторые утверждают, что соборование необходимо только смертельно больному. Традиция «последнего помазания» пришла к нам из католичества и многие православные священники считают ее в корне неверной. Ведь сам Христос заповедал своим ученикам помазывать верующих елеем не в последний путь, а именно для их исцеления.

Пособороваться может и вполне здоровый человек. Ведь у каждого в душе есть раны, залечить которые может только прикосновение Господа. Поэтому в Православной церкви стало традицией участвовать в Таинстве соборования раз в год всем желающим.

Таинство Елеосвящения тесно связывается с таинством Исповеди. Исповедь должна либо предшествовать Елеосвящению, либо быть вскоре после него. «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский.)

Неправильно относиться к соборованию, равно, и к любому церковному Таинству, как к волшебному лекарству. По вере вашей – дано будет вам, сказал Христос. Приступающим с чистым сердцем и обещанием Богу доброй совести – обязательно будет передана помощь и благодать Божия. Вот только, одному Господу ведомо – полезнее ли нам даровать полное здравие или – напротив – смирение через несение своих скорбей и недугов.

Стремящимся забрать в дом с Таинства  масло, рис, свечи не надо забывать, что это только материальные атрибуты. Последние ничего не значат, если вы не принесли ничего в своей душе.