ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Цель Православной Церкви в том, чтобы человек в своей жизни был постоянно в общении с Богом, познавал Бога, восходил к Царствию Божию; Евхаристические Дары — средство этого общения, пища этой новой жизни… Православная Церковь постоянно избегает всякого поклонения Святым Дарам вне Таинства Причащения, потому что единственное настоящее поклонение — когда мы, приобщаясь Тела и Крови Христовых, поступаем “в мире сем, как Он”.

Протоиерей Александр Шмеман

09.04.2019

Главное Таинство Православной церкви, ее сердце – это Евхаристия. Принять «пищу бессмертия» стремится каждый верный. Ведь Сам Господь заповедал нам: ««истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Святое Причастие было центром религиозной жизни уже у самых первых христиан. Евхаристия совершалась каждый день и в ней обязательно участвовала вся община. Об этом мы читаем в апостольских деяниях: «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Более того, первые последователи Христа были уверены - тот, кто не участвовал в литургии, не причащался вместе со всеми из общей Чаши, строго говоря, не являлся христианином. Ведь человек, который не выполняет свою главную обязанность, долг пред Богом – находится вне церкви.

Нам, современным христианам по-прежнему необходимо соединятся с Богом. Во-первых, Сам Христос дает нам такое повеление: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Но еще более важно понимать, что без Святых Тайн невозможно оставаться человеком, сохранять в себе образ Божий. Святое Причастие – Сам Господь – самая великая святыня на земле и самое страшное лекарство, способное победить все, что убивает нас. Убивает, и для жизни земной, и для жизни вечной. Вот почему все верные стремятся как можно чаще подходить к Чаше. Подходить – как заповедала нам Церковь - со страхом Божиим, во исцеление души и тела.

Особенно необходима благодатная помощь, несомненно, получаемая в Таинстве Евхаристии, когда верующий человек встает на путь борьбы – с плотью и своими страстями. А происходит это именно во время Великого поста. Вот для чего в Церкви совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это необыкновенное по красоте богослужение происходит только в дни Святой четыредесятницы. Причем, в строго определенные: по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы Поста, который называется “Стояние св. Марии Египетской”.

На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение недели на престоле в алтаре храма.

После причащения читается особая великопостная молитва, ради которой священник спускается вниз из алтаря:

«Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыслом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, — дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению…»

После Литургии Преждеосвященных Даров верующие отправляются в свою обычную жизнь. Бороться, терпеть, но и радоваться. «Втайне» своего сердца каждый причастник уносит То, что «просветит мысленное око наше» и поможет стать «сыновьями света и дня». Впереди Светлое Христово Воскресение.