28 АПРЕЛЯ – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.ПАСХА.

Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.

Святой Амвросий Медиоланский

28.04.2019

Воскресение Христово в ряду всех христианских праздников – по словам св. Григория Богослова - «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Это не просто «праздников праздник и торжество из торжеств», это квинтэссенция всей нашей веры. Ведь – как говорит апостол – «если Христос не воскрес, то наша проповедь тщетна, тщетна и вера христиан, постольку поскольку воскресение Христово – это торжество жизни, это основание нашей надежды на вечную жизнь».

Ветхозаветная Пасха, по-еврейски «Пейсах», праздновалась в память исхода евреев из Египта. Этот праздник неоднократно упоминается во всех четырех Евангелиях. Особое место занимает рассказ о Тайной вечери, как о пасхальной трапезе. Именно там, перед своим распятием, Христос совершил те самые действия и сказал те самые слова, которые изменили весь смысл ветхозаветной Пасхи. Он заменил Собою место Пасхального Агнца. Спас людей единожды и навсегда, а новой трапезой становится вновь установленная – Евхаристия.

Пасха – каждый год празднуется в разное время. Общее правило для расчёта даты Пасхи: первое воскресение после весеннего полнолуния. К Воскресению Христову привязаны важнейшие преходящие христианские праздники. Более того, весь богослужебный год длится именно от Пасхи до Пасхи.

Сама Пасхальная Литургия – это совершенно особенный праздник. Она совершается при отверстых Царских Вратах, которые потом не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос — особый хлеб, который как правило освящается в конце Пасхальной литургии. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся христианам после литургии в Светлую субботу. Потом целый год с благоговением, поминая пасхальную радость, этот хлеб принято вкушать натощак.

В каждом православном храме после пасхальной утрени обязательно читается слово Иоанна Златоуста, в котором великий отец церкви изложил все самое важное о самом важном событии в истории человечества и всей Вселенной.

«Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад;  „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, — „первенец из умерших“. Ему слава и держава во веки веков. Аминь».