19 декабря – Святое Богоявление, Крещение Господне.

Крещение Господне – и наше крещение... Но это крещение не окончилось в тот момент, когда вышел крещаемый из купели, а продолжается всю жизнь. Когда человек сходил в купель или наклонял главу свою под воду, – это было символом того, что он сходит вместе со Христом во гроб, а затем, когда он выходил, – это было символом воскресения и Господня и нашего в Нем. Вот так это продолжается всю нашу жизнь. Придет момент, когда мы все окажемся во гробе, но выйдем из этого гроба в день всеобщего воскресения во Христе Иисусе Воскресшем.

Епископ Василий (Родзянко)

19.01.2019

19 декабря – Святое Богоявление, Крещение Господне.

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников в христианском мире.

Описание событий Крещения дано у всех четырех Евангелистов. На берега Иордана из пустыни, повинуясь Гласу Божьему, вышел великий праведник Иоанн Креститель. Он проповедовал покаяние и пророчествовал о скором пришествии Спасителя мира. «Ни капли сентиментальности. – поясняет нам протоиерей Андрей (Ткачев) - Один грозный голос, как рык львиный, созывал к нему множество людей со всех пределов Земли Обетованной. Они шли посмотреть, потолкаться, но им приходилось слушать. Он говорил, и они опускали головы долу. Потом, неся на лице краску стыда, они входили в воду, и он погружал их в нее (крестил) в покаяние и ради веры в Того, Кто имел прийти. Вот как об этом написано в Евангелии от Луки.

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, –Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

И вот однажды среди грешников появился Тот, кого сотни лет ждали праведники. Его сразу же узнал Иоанн Креститель. Вот как описана эта встреча в Евангелии от Иоанна.

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.

Из следующего отрывка из Евангелия от Матфея становится ясно, почему у праздника есть и второе название – Богоявление. Две тысячи лет на берегу Иордана Господь явил себя сразу в трех лицах.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Память об Иорданском событии Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Православной церкви она называется великой Агиасмой — то есть Великой Святыней. Святость воды очевидна даже для неверующих людей. Она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Святитель Иоанн Златоуст проповедовал об этом еще в 4 веке: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Православной церкви к Великой Агиасме и относятся соответствующим образом – ее принято принимать натощак, благоговейно и с молитвой. «Лучшего лекарства я не знаю, – писал святитель Лука (Воино-Ясенецкий) – хотя я и хирург». Вместе с тем в крещенской воде нет ничего магического и волшебного. В ней благодать Духа Святого, которая - как учит нас писание - не входит в человека автоматически, а дается по вере и трудам.

«Мы же, со склянками и баклажками пришедшие во множестве, словно измученные жаждой и добравшиеся до водопоя, что услышим сердцем?

Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению.

Иисуса, явившего, что Он есть Христос, да возлюбим.

Богу, явившему над водами, что Он есть Троица, верою да поклонимся.

Ну а там уже можно и в полынью скакнуть.

Не простудимся».

Протоиерей Андрей (Ткачев).

8.jpg

9.jpg

12.jpg

13.jpg